Положение о тренинговом анализе

Положение о тренинговом анализе УАП.

 

А. Введение.

1. В соответствии с мировой, традиционно сложившейся системой подготовки специалистов в области психоанализа, в рамках УАП, профессиональная подготовка специалиста включает в себя теоретическое образование и профессиональный психоаналитический тренинг, в котором выделяют тренинговый анализ и собственно психоаналитически ориентированную практику под систематическим контролем супервизора.

2. Тренинговый  анализ и психоаналитически ориентированная практика под систематическим контролем супервизора являются главными компонентами и неотъемлемыми частями профессиональной подготовки специалистов в области психоанализа.

3. Специалистом может считаться тот, кто завершил теоретическую подготовку в области психоаналитического образования в одном из лицензированных ВУЗов, а также выполнил установленные УАП стандарты по сертификации специалиста.

4. С момента начала тренингового анализа слушателям присваивается статус кандидата, что подтверждается специальным решением Тренингового Комитета УАП (ТК УАП).

5. Срок начала тренингового анализа определяется самим кандидатом, как правило, в период или после завершения психоаналитического образования.

6. Срок начала психоаналитически ориентированной практики под систематическим контролем супервизора, статус которого установлен ТК УАП определяется самим кандидатом, как правило, на этапе завершения психоаналитического образования и обычно не ранее выполнения 50% норматива Национального стандарта тренингового анализа.

7. Кандидат, приступивший к психоаналитически ориентированной практике, получает дополнительный статус стажера, который устанавливается ТК УАП на основании заявления кандидата и сведений, предоставляемых его постоянным супервизором (супервизорами).

8. Органом, регистрирующим и контролирующим порядок прохождения кандидатами и стажерами тренингового анализа и психоаналитически ориентированной практики, является Тренинговый Комитет УАП.

9. Тренинговый анализ предваряется процедурой собеседования, осуществляемой в два этапа.

10. В соответствии с решением Правления ЕКПП о присвоении УАП статуса бранч-организации ЕКПП (Протокол  Генеральной Ассамблеии ЕКПП от 24.09.2010) Нормативы учебно-методической подготовки в рамках Положения о тренинговом анализе УАП приведены в соответствие с Положением о нормативах учебно-методической подготовки и установлении статусов специалистов, обучающих аналитиков и супервизоров ЕКПП.

 

Б. Положение о тренинговом анализе в УАП.

1. Тренинговый анализ кандидата является одной из важнейших составляющих профессионального психоаналитического тренинга. В его задачи входит:

1.1. Необходимость убедиться на собственном опыте в реальности функционирования бессознательного переноса, сопротивлений и защит, и в целом – в адекватности психоаналитической теории на практике.

1.2. Обязательность познания и понимания чувств и переживаний, которые испытывает пациент, приходя в анализ.

1.3. Профессиональная целесообразность глубокой проработки собственных комплексов и проблем, чтобы не привносить их затем в процесс психоанализа и не отыгрывать их на клиентах.

2. Тренинговый  анализ кандидата осуществляется специалистом, допущенным к ведению этой формы методической работы (обучающим аналитиком) на основании решения ТК УАП, реализуемого в форме приказа Президента УАП.

2.1. В случае прохождения анализа у аналитика, не являющегося тренинговым аналитиком в УАП, процедура присвоения анализу статуса тренингового осуществляется согласно следующим условиям:

  • Психоаналитик, к которому обратился кандидат для проведения анализа, должен обладать уровнем знаний и умений аналогичным или большим уровня того, кто является тренинговым психоаналитиком УАП.
  • Психоаналитик, к которому обратился кандидат для проведения анализа,  предоставляет в Тренинговый комитет УАП официальное письмо, к которому прилагается перечень документов, подтверждающих его квалификацию (дипломы, сертификаты).
  • В остальном процедура соответствует Положению о тренинговом анализе УАП.

3. Тренинговый  анализ может быть начат кандидатом уже на этапе психоаналитического образования или по его завершении на основе принципа добровольности и самостоятельности принятия решения.

3.1. Тренинговый  анализ может быть начат на основании решения ТК УАП после подачи соответствующего заявления в ТК УАП, прохождения собеседования (см.положение о собеседовании)

3.2.Если на момент начала психоаналитического образования, слушатель учебного заведения, имеющего соответствующую государственную лицензию и аффилированного УАП, уже имел тот или иной опыт психоаналитической терапии или психоанализа у специалиста, имеющего статус обучающего аналитика УАП, вопрос о зачете (или незачете) полученного профессионального тренинга решается ТК УАП индивидуально.

4. Кандидат самостоятельно заключает контракт с обучающим аналитиком.

5. После завершения диагностических встреч (пробных сессий) тренинговый аналитик информирует о достигнутой договоренности ТК УАП. Тренинговый комитет своим решением регистрирует и подтверждает начало тренингового анализа кандидата, а по завершении работы – его окончание.

6. Контракт между кандидатом и обучающим аналитиком на проведение тренингового анализа заключается в устной форме. Информация о заключенном контракте, форма учета прохождения тренингового анализа предоставляется кандидатом в ТК УАП по форме установленного образца с визой обучающего аналитика.

7. Отношения между кандидатом и обучающим аналитиком на период проведения тренингового анализа регулируются положениями «Кодекса психоаналитической этики», а при возникновении не оговоренных в «Кодексе» проблем могут быть рассмотрены ТК УАП по предложению любой из сторон.

8. При заключении контракта на проведение тренингового анализа обучающим аналитиком и кандидатом учитываются следующие методические положения:

8.1. Под аналитической сессией понимается рабочая встреча (45-50 минут) кандидата и обучающего аналитика, в течение которой в рамках контракта о профессиональном тренинге ведется совместное исследование и проработка проблем кандидата с использованием психоаналитических методик и техник.

8.1.1. В отдельных случаях в процессе тренингового анализа допускается разбор и демонстрация теоретических и практических положений психоанализа на материале кандидата.

8.2. Основной учетной единицей проводимого профессионального тренинга является аналитический час.

8.3. Под аналитическим часом понимается одна сессия протяженностью 45-50 минут. Продолжительность одной рабочей встречи, по взаимной договоренности сторон, может составлять 2 аналитических часа, учитываемых как 2 сессии.

8.4. До заключения контракта на проведение тренингового анализа предусматривается, как минимум, 5 пробных аналитических сессий (диагностических встреч), каждая продолжительностью в один аналитический час, по итогам которых кандидат и обучающий аналитик принимают совместное решение о целесообразности продолжения совместной работы, устанавливают пространственно-временные, финансовые и иные границы аналитических отношений (психоаналитический сеттинг).

8.5. И обучающий аналитик, и кандидат имеют право, основываясь на итогах пробных сессий, в одностороннем порядке принять решение о нецелесообразности продолжения совместной работы.

8.6. В последующем прекращение аналитических отношений возможно на любом этапе профессионального тренинга, но уже только по обоюдному согласию обучающего аналитика и кандидата. Если в результате обсуждения вопроса о прекращении аналитических отношений в процессе, как минимум, пяти сессий взаимоприемлемый результат не был достигнут, каждая из сторон вправе апеллировать к ТК УАП.

8.7. Минимальный объем тренингового анализа в соответствии с принятым Европейским стандартом тренинговой подготовки составляет 250 (двести пятьдесят) аналитических часов, включая 5 пробных сессий.

8.8. Частота тренинговых сессий определяется на основе совместного решения кандидата и обучающего аналитика, при этом рекомендуемая частота составляет не менее 2 и не более 6 сессий в неделю.

8.9. Интенсивность терапевтических сессий – не менее 80 в год, в том числе и для проведения «шаттл анализа».

8.10. Все вопросы об установлении и изменениях пространственно-временных и финансовых границ отношений между кандидатом и обучающим аналитиком решаются на основе обсуждения и согласования мнения сторон.

9. После выполнения нормативов Национального стандарта решение о завершении или продолжении тренингового анализа принимается обучающим аналитиком и кандидатом совместно.

10. Нарушение кандидатом и/или обучающим аналитиком методических положений, изложенных в разделе Б-8, может служить основанием для решения о расторжении контракта на проведение тренингового анализа, которое после обсуждения его в рамках аналитических отношений утверждается ТК УАП.

11. Обучающий психоаналитик имеет право на любом этапе тренинга отказываться от продолжения подготовки кандидата, если со стороны последнего систематически проявляется нарушение установленного сеттинга и сознательное сопротивление анализу. О своем решении обучающий аналитик информирует ТК УАП и предоставляет развернутую мотивацию принятого решения, не затрагивая при этом проблем кандидата. В случае несогласия кандидата с этим решением или иной конфликтной ситуации, кандидат имеет право подать заявление о ее рассмотрении в ТК УАП.

12. Кандидат имеет право на любом этапе тренингового анализа отказаться от его продолжения, если со стороны обучающего аналитика имеются нарушения «Кодекса психоаналитической этики» или установленного совместным решением сеттинга. О своем решении кандидат информирует ТК УАП и предоставляет развернутую мотивацию принятого решения.

12.1. Если смена обучающего аналитика признается ТК УАП обоснованной и целесообразной, кандидат вправе начать анализ у  другого обучающего аналитика и заключить с ним новый контракт с учетом методических положений, изложенных в разделе Б-8.

12.2. При повторном решении кандидата о смене обучающего аналитика до выполнения установленного стандарта профессионального тренинга (250 аналитических часов) ТК УАП должен поставить и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей профессиональной подготовки кандидата.

12.3. При смене обучающего аналитика, полученные ранее часы тренингового анализа учитываются в общем объеме профессионального тренинга, но не входят в зачет по выполнению Национального стандарта тренингового анализа, который предполагает как минимум 100 часов работы с одним и тем же обучающим аналитиком.

13. Обучающий аналитик и кандидат во всех случаях информирует ТК УАП о прерывании, выполнении норматива или завершении тренингового анализа.

13.1. Любой случай прерывания тренингового анализа требует рассмотрения ТК УАП.

13.2. Случаем выполнения норматива Национального стандарта тренингового анализа считается прекращение совместной работы, как правило, на основе согласованного решения обучающего аналитика и кандидата или – на основе одностороннего решения кандидата (в соответствии с п. Б-9) после, как минимум, 250 часов совместной работы.

13.3. Случаем завершения тренингового анализа считается приостановление совместной работы на основе согласованного решения обучающего аналитика и кандидата, проработки проблем кандидата, позволяющей исключить или, во всяком случае, минимизировать их привнесение в работу с клиентом.

13.4. Во всех случаях, упомянутых в пунктах обе стороны должны стремится к удовлетворительному завершению аналитических отношений в соответствии с «Кодексом психоаналитической этики».

13.5. С точки зрения психоаналитической этики и профессиональной перспективы, выполнение норматива Национального стандарта и завершение тренингового анализа оцениваются с равной значимостью.

14. Учет часов тренингового анализа кандидатов осуществляется ТК УАП на основании сведений представляемых организациями, учреждениями и обучающими специалистами УАП, и внесением оплаты.

14.1. Отчет о тренинговой подготовке кандидатов организации, учреждения и обучающие аналитики УАП представляют в ТК УАП ежегодно в установленной ТК форме.

 

В. Положение о супервизорской подготовке.

1. Супервизорская подготовка кандидатов является второй важнейшей составляющей профессионального тренинга и, отчасти, служит продолжением тренингового анализа. В задачи супервизорской подготовки входит формирование и совершенствование профессиональных навыков, укрепление и развитие теоретических знаний и практического опыта, верификация дифференциально-диагностических критериев, апробация и ассимиляция существующих моделей и выработка собственных стратегий поведения специалиста в аналитических ситуациях, а также продолжение проработки собственных проблем в целях исключения возможности привнесения их в практику.

2. Супервизорская подготовка начинается одновременно с началом собственной психоаналитически ориентированной практики.

3. Кандидат, приступивший к психоаналитически ориентированной практике, автоматически получает статус стажера с момента его обращения к супервизору и заключения контракта с последним.

4. Супервизорская подготовка стажеров осуществляется специалистами, допущенными к ведению этой формы учебно-методической работы (супервизорами) на основании постановления ТК УАП, реализуемого приказом Президента УАП.

5. Супервизорская подготовка стажеров проводится, как правило, двумя постоянными супервизорами в сочетании с разовыми (нерегулярными) супервизиями у других специалистов, имеющих соответствующий статус.

6.  Кандидат, приступающий к психоаналитически ориентированной практике, самостоятельно принимает решение о кандидатурах супервизоров и заключает с ними контракт, после чего в установленном порядке информирует о достигнутой договоренности ТК УАП. Последний своим решением утверждает (или отводит) кандидатуры супервизоров и подтверждает (или не подтверждает) начало супервизорской подготовки кандидата и его перспективность в качестве практикующего специалиста, а также профессиональной загруженности супервизора.

7. Заключение контракта между кандидатом и супервизором на проведение супервизорской подготовки подразумевает выполнение следующих предварительных условий.

7.1. Кандидат, приступающий к психоаналитически ориентированной практике, завершил базовое психоаналитическое образование или находится на этапе его завершения, что подтверждается в первом случае – дипломом соответствующего учебного заведения, признанного УАП, а во втором – справкой, предоставленной Учебным отделом или руководителем соответствующего учебного заведения в ТК УАП.

7.2. Кандидат, приступающий к психоаналитически ориентированной практике, завершил тренинговый анализ или продолжает его, и выполнил на момент заключения контракта с супервизором, как правило, не менее 50% Национального стандарта тренингового анализа, что подтверждено соответствующими формами учета и отчетности об аналитической подготовке в УАП.

8. Контракт между кандидатом и супервизором заключается в установленной форме. Информация о заключенном контракте предоставляется обеими сторонами в ТК УАП в виде заявления установленного образца.

9. Отношения между стажером и супервизором регулируются положениями «Кодекса психоаналитической этики», а при возникновении не оговоренных в «Кодексе» ситуаций – ТК УАП.

10. При заключении контракта на проведение супервизорской подготовки учитывается следующие методические положения:

10.1. Под супервизией клинического случая (супервизорской сессией) понимается рабочая встреча стажера и супервизора в рамках учебно-методической подготовки, в течение которой ведется совместная проработка психоаналитически ориентированной практики стажера, затрагивающая теоретические, методологические и технические аспекты психоанализа, вопросы дифференциальной диагностики, а также обсуждение возможного влияния собственных проблем стажера на процесс его взаимодействия с клиентом.

10.2. Супервизия включает доклад стажера об истории развития и формирования личности клиента, предъявляемых проблемах, дифференциально-диагностическом обосновании имеющихся расстройств и динамике терапии. Кроме этого, стажер, как правило, представляет супервизору полную запись, как минимум, одной-двух последних сессий.

10.3. В отличие от обучающего анализа, за единицу измерения объема супервизорской подготовки принимается не аналитический час, а супервизия (супервизорская сессия), относительно независимо от ее продолжительности или формы проведения (в том числе – дистанционной формы с использованием различных средств связи).

10.4. Рекомендуемая продолжительность одной супервизии может составлять от 30 минут до 50 минут, в зависимости от условий контракта или дополнительной договоренности между супервизором и стажером.

10.5. В начале психоаналитической практики рекомендуемый сеттинг составляет не менее одной супервизорской сессии на каждые 5 сессий с клиентом. В дальнейшем, как правило, после выполнения, как минимум, 50% Национального стандарта супервизорской подготовки, эта периодичность может быть изменена на основе совместного решения стажера и постоянного супервизора, но не может составлять менее одной супервизорской сессии на 20 часов практики, включая разовые супервизии с другими специалистами, имеющими соответствующий статус. При меньшей частоте супервизорская подготовка считается несистематической и не учитывается в суммарном объеме тренинга, равно как и практика стажера.

10.6. Оплата супервизий и порядок ее внесения оговаривается контрактом на основе совместного решения кандидата и супервизора, в соответствии с общими принципами психоаналитической этики.

10.7. Вопрос об изменениях пространственно-временных и финансовых границ отношений между стажером и супервизором (супервизорского сеттинга) решается на основе взаимной договоренности сторон, с учетом методических положений, изложенных в разделе В-9.

11. Случаи разовых (нерегулярных, в том числе дистантных) супервизий, не подразумевающие пролонгированное сотрудничество супервизора и стажера, учитываются при подсчете общего объема выполненного тренинга в количестве не более 40% от стандарта тренинговой подготовки кандидата.

11.1. В качестве зачетных (нерегулярных) также учитываются супервизии, полученные в учебных группах в рамках базовой профессиональной подготовки или последипломной подготовки в супервизорской группе под руководством супервизора аккредитованного УАП. Каждое занятие в такой супервизорской группе входит в зачет как одна очная супервизорская сессия для кандидата, докладывающего клинический случай, и как ½ супервизорской сессии – для принимавших участие в обсуждении доклада (т.е. для последних участие в занятии супервизорской группы, независимо от его протяженности, зачитываются как ½ супервизии).

12. Стажер имеет право на любом этапе супервизорской подготовки отказаться от его продолжения, если со стороны супервизора имеются нарушения «Кодекса психоаналитической этики» или установленного совместным решением сеттинга. О своем решении стажер информирует ТК УАП и предоставляет развернутую мотивацию принятого решения.

12.1. При смене постоянного супервизора, полученное ранее количество супервизий может учитываться в общем объеме супервизорского тренинга.

13.Супервизор и стажер во всех случаях информирует ТК УАП о прерывании, выполнении норматива или завершении супервизорской подготовки.

13.1. Случаем завершения супервизорской подготовки с тем или иным постоянным супервизором считается приостановление совместной работы на основе согласованного решения супервизора и стажера после, как минимум, 30 часов совместной работы, при этом инициатива завершения обычно принадлежит супервизору, а решение принимается исходя из достигнутого уровня профессиональной подготовки стажера и целесообразности смены супервизора в интересах расширения опыта и знаний о возможных моделях и стратегиях поведения в аналитической ситуации.

13.2.С точки зрения психоаналитической этики и профессиональной перспективы, выполнение норматива европейского стандарта и завершение супервизорской подготовки оцениваются с равной значимостью.

14. Учет часов супервизорской подготовки осуществляется ТК УАП на основании сведений представляемых организациями, учреждениями и супервизорами УАП и внесения оплаты.

14.1. Отчет о супервизорской подготовке стажеров руководители организаций, учреждений и супервизоры УАП представляют в ТК УАП ежегодно в установленной форме.

15. После завершения супервизорской подготовки или выполнения норматива Национального стандарта супервизорской подготовки с тем или иным постоянным супервизором, последний представляет в ТК УАП письменное заключение (не более одной страницы) об уровне методической подготовки стажера, которое учитывается при решении вопроса о присвоении соответствующих статусов (специалиста, обучающего аналитика или супервизора УАП).

 

Г. Положение о нормативах учебно-методической подготовки и установлении статусов специалистов, обучающих аналитиков и супервизоров УАП.

 

1. Статус специалиста, обучающего аналитика и супервизора УАП присваивается решением ТК УАП; утверждается Сертификационным комитетом в индивидуальном порядке, при условии выполнения установленных нормативов базового психоаналитического образования и нормативов Национального стандарта профессионального тренинга (включая аналитически ориентированную практику), а также положительного заключения супервизоров об уровне методической подготовки.

2. Статус специалиста УАП присваивается решением ТК УАП при наличии, как минимум:

2.1. 1400 часов аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий, распределенных на период не менее 4 лет и наличии диплома о завершенном психоаналитическом образовании в одном из имеющих лицензию институтов психоанализа.

2.2. 250 часов тренингового анализа у одного обучающего аналитика, аккредитованного УАП.

2.3. 300 часов опыта систематически супервизируемой психоаналитически ориентированной практики, при этом учитываются только клинические случаи протяженностью не менее чем 10 аналитических часов, в том числе, к моменту окончания профессионального тренинга кандидат должен иметь, как минимум, два случая протяженностью не менее 50 аналитических часов каждый.

2.4. 150 супервизий, пройденных у двух или более аккредитованных УАП супервизоров, при этом у каждого из постоянных супервизоров должно быть получено не менее 30 супервизорских сессий.

3. Сведения о специалистах публикуются в профессиональной печати и предоставляются от имени УАП для публикации в региональные, национальные и европейские информационные и справочные печатные издания и электронные ресурсы.

4. Статус обучающего аналитика УАП присваивается сертифицированному специалисту УАП решением ТК УАП, утверждается Сертификационным комитетом в индивидуальном порядке при наличии, как минимум, не менее 5 лет психоаналитической практики, не менее 300 сессий супервизий или интервизий, полученных у двух или более аккредитованных УАП супервизоров, при этом у двух супервизоров должно быть не менее 30 супервизорских сессий.

4.1. Супервизии, полученные на всех этапах подготовки, суммируются с нарастающим итогом.

5. Статус супервизора УАП присваивается обучающему аналитику УАП решением ТК УАП, имевшему не менее 2 лет в статусе тренингового аналитика, при условии непрерывного профессиональное развитие в области психоанализа, желательно иметь научные публикации в области психоанализа, особенно – описание собственных случаев, которые создают кандидату определенное преимущество.

5.1. В качестве дополнительных факторов при присвоении статуса супервизора учитываются такие показатели, как регулярность участия в профессиональных конференциях и летних школах, представление докладов о собственных случаях или рассматривающих теоретические, практические или организационные проблемы современного психоанализа, а также наличие публикаций в профессиональных периодических изданиях.

5.2. Супервизии, полученные на всех этапах подготовки, суммируются с нарастающим итогом.

5.3. Обязательный срок пребывания в статусе обучающего аналитика до апелляции к статусу супервизора на данном этапе формирования института супервизоров не устанавливается.

6. Статус специалиста, обучающего аналитика или супервизора УАП подтверждается соответствующим сертификатом.

7. Основанием для рассмотрения ТК УАП вопроса о присвоении статуса специалиста, обучающего аналитика или супервизора служит личное заявление, в котором указываются имеющийся уровень профессионального образования и объем полученного профессионального тренинга. К заявлению прилагается:

7.1. Ходатайство соответствующей психоаналитической организации или учреждения.

7.2. Копии диплома о завершенном психоаналитическом образовании и удостоверений о пройденных специализациях.

7.3. Копии ранее полученных сертификатов.

7.4. Справка Ответственного секретаря ТК о полученном объеме и выполнении нормативов профессионального тренинга (тренингового анализа, супервизий и практики, при этом объем практики фиксируется по отчетам супервизоров).

7.5. Письменные заключения супервизоров (не более одной страницы) о методическом уровне и успешности практики, в частности, при рассмотрении вопроса о статусе.

7.6. Письменный доклад (объемом не более 10 страниц), в частности, при рассмотрении вопроса о статусе:

7.6.1. Специалиста – об одном законченном или продолжающемся случае протяженностью не менее 50 часов, который направляется на отзыв одному из членов ТК УАП.

7.6.2. Обучающего аналитика – о двух законченных или продолжающихся случаях, один – протяженностью не менее 50 часов, и второй – не менее 100 часов, которые направляются на отзыв, как минимум, двум членам ТК УАП.

7.6.3. Супервизора – о трех законченных или продолжающихся случаях протяженностью не менее 100 часов каждый, которые направляются на отзыв, как минимум, трем членам ТК УАП.

7.7. Копии публикаций в периодических профессиональных изданиях (при наличии таковых).

8. На заседаниях ТК УАП стажер (специалист или обучающий аналитик) лично предоставляет устный доклад по одному из подготовленных им случаев (до 15 минут).

9. Решение о присвоении того или иного статуса принимается в результате коллегиального обсуждения простым большинством голосов присутствующих членов ТК.

10. Первично, все предусмотренные настоящим Положением статусы (специалистов, обучающих аналитиков и супервизоров) присваивается сроком на 5 лет, и затем подтверждаются дополнительным решением ТК УАП в зависимости от успешности практики и заключений супервизоров.