Этический кодекс

Этический кодекс

Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психоаналитической терапии.

Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе.

Этический Кодекс определяет взаимодействие между клиентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.

Этический Кодекс обязателен для всех членов УАП.

Сертифицированными членами УАП считаются члены УАП, имеющие статус не ниже стажера: стажер, специалист, тренинговый аналитик, супервизор. Все сертифицированные члены УАП должны в письменном виде заявить о том, что они придерживаются Этического Кодекса  в своей профессиональной деятельности.

1. Практика психоанализа

1.1. Деятельность специалиста, практикующего психоанализ или психоаналитически ориентированную терапию,  направлена на решение задач и проблем клиента и осуществляется строго в рамках психоаналитического контракта.

1.2. Все процедуры, используемые при оказании помощи клиенту, являются вербальными или основанными на невербальных коммуникативных сигналах, которые могут быть преобразованы в вербальные.

1.3. Профессиональное поведение специалиста определяется интересами клиента, безопасностью общества и самого психоаналитика.

1.4. Важнейшей основой психоаналитической работы является информированность и добровольное участие клиента в психоаналитическом процессе.

1.5. Профессиональная этика не допускает никаких форм использования клиента в интересах специалиста. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него клиента.

 

 

2. Этические права и обязанности психоаналитиков и клиентов

2.1. Специалист имеет право выбирать те или иные условия и технику терапии. Он должен сообщить клиенту, что терапия будет осуществляться в форме диалога и преимущественно – путем перевода любых побуждений или влечений в словесную форму.

2.2. Специалист имеет право отказаться от работы с клиентом, если считает, что поставленная последним цель может быть вредна или нереалистична для клиента, общества, самого терапевта.

2.3. В течение терапевтической сессии клиент имеет право выражать все свои мысли и чувства. Специалист обязан исследовать и работать с теми мыслями и чувствами клиента, которые обращены на него. Право клиента выражать все свои чувства не должно сдерживаться неадекватным или неуместным использованием интерпретаций или обвинением в патологическом выражении чувств. Специалист имеет право другими способами препятствовать оскорбительному поведению со стороны клиента, направленному на получение удовлетворения за его счет, и право устанавливать границы терапевтической работы.

2.4. Отношения между клиентом и специалистом уже сами по себе являются инструментом терапии, и их развитие должно поддерживаться использованием психоаналитических техник. Клиент имеет право в рамках психоаналитической сессии  реагировать на специалиста в любой (вербальной) форме в течение всего времени, необходимого для полной вербализации реакций на взаимоотношения. Такая (ничем не ограничиваемая) вербализация направлена на исследование особенностей личности и защит клиента, проявляемых в терапии.

2.5. Специалист обязан использовать диагностические сессии для исследования предъявляемых проблем и принятия решения о том, сможет ли он быть полезен клиенту.

2.6. Специалист должен активно противодействовать идеям и действиям, которые унижают достоинство клиентов в связи с их этническим происхождением, расой, полом, сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями или социально-экономическим положением.

3. Психоаналитический контракт

3.1. Специалист заключает с клиентом терапевтический контракт и оказывает помощь исключительно в контексте этого соглашения. Контракт определяет терапевтические отношения, как обоюдное стремление, в котором профессиональные знания и навыки специалиста будут использованы для понимания сознательных и бессознательных мотивов поведения клиента в интересах решения его проблем.

3.2. Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков сессий и т. д.

3.3. Клиент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. Это правило распространяется и на детей, для терапии которых требуется также согласие родителей или официальных опекунов. Однако, несмотря на эти особые функции взрослых, специалист, как правило, заключает отдельный договор с ребенком. Права ребенка не могут быть нарушены односторонним соглашением с его родителями.

4. Конфиденциальность и протоколы

4.1. Нарушение конфиденциальности со стороны специалиста, без письменного на то согласия клиента, является грубым нарушением профессиональной этики. Во всех других случаях информация о клиенте, полученная специалистом  в процессе терапии, должна представляться (в докладах, публикациях и т. д.) таким образом, чтобы клиент не мог быть идентифицирован.

4.2. Исключением являются только те случаи, когда, по мнению специалиста, сохранение конфиденциальности представляет потенциальную опасность для клиента, других людей или общества. Специалист должен находить баланс между соблюдением конфиденциальности и сохранением благополучия общества.

4.3. Клиент должен быть проинформирован о конфиденциальности в отношении сообщаемого материала и об условиях, при которых она может быть нарушена.
Договоренность о соблюдении конфиденциальности бессрочна.

5. Оплата терапии

5.1. В психоаналитической практике специалист получает плату от клиента только за оказанные им услуги и затраченное время работы. Величина почасовой оплаты определяется на основе открытого обсуждения с клиентом и должна быть приемлемой для обеих сторон.

5.2. Клиент несет материальную ответственность за пропуски сессий.

5.3. Специалист не платит и не получает комиссионных при передаче или направлении пациентов другим специалистам.

5.4. Во всех остальных случаях вопросы оплаты решаются в соответствии с законодательством Украины.

6. Профессиональная компетентность

6.1. В психоаналитической практике специалист несет персональную ответственность за свою работу и осуществляет свою деятельность только в рамках своей компетенции. В случае завершения практики, болезни или завершения контракта с клиентом он может передавать свои функции только лицам, которые по своему профессиональному опыту (образованию и тренингу) достаточно квалифицированы для их исполнения.

6.2. Специалист постоянно работает над повышением своей профессиональной компетенции, участвует в конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах и школах, посвященных актуальным проблемам психотерапии и психоанализа.

6.3. Специалист практикует в рамках существующих в психоаналитической практике правил в соответствии со своим уровнем компетентности.

6.4. Специалист никогда не прибегает к сочетанию аналитической психотерапии и психофармакотерапии, не выписывает рецептов, не устанавливает психиатрических диагнозов, не осуществляет экспертизу вменяемости клиента, не принимает решений о необходимости принудительного лечения и т.д. В ситуациях, когда тот или иной вопрос диагностики и терапевтической тактики, или сохранения здоровья и жизни клиента выходит за рамки его компетенции, он считает своим профессиональным и нравственным долгом обратиться к коллеге (коллегам) из смежных областей терапевтических и медицинских знаний и практики.

6.5. Систематическое консультирование с коллегами, также как и консультирование обратившихся коллег, всегда осуществляется в интересах клиента, а не специалиста. Никто не может отказать своему коллеге в такого рода профессиональной поддержке и помощи.

6.6. Специалист должен использовать любые возможности для супервизирования своей практики во всех случаях, когда это может повысить качество работы и успешность терапии.

6.7. В период психоаналитического тренинга будущие специалисты должны самостоятельно заботиться о получении адекватных (количественно и качественно) сессий персонального анализа и супервизий своей практики, в соответствии с действующими стандартами терапевтического тренинга (стандартами государственной или общественной аккредитации).

 

7. Рекламирование

7.1. Будущие специалисты, находящиеся на различных этапах профессионального тренинга, не могут представлять себя психоаналитиками или психоаналитическими терапевтами до завершения персонального тренинга и выполнения стандарта государственной или общественной аккредитации, подтвержденного соответствующим сертификатом.

8. Психоаналитический тренинг

8.1. Персональный психоаналитический тренинг является обязательным этапом подготовки психоаналитически ориентированного специалиста и включает:1) теоретическую подготовку, 2) учебный анализ и 3) практику под контролем супервизора (при этом, два первых этапа рассматриваются как подготовительные, а последний — как важнейший).

8.2. Теоретическая психоаналитическая подготовка может осуществляется, как в рамках национального образовательного стандарта, так и по международным стандартам в официально признанных в Украине Институтах или других учреждениях, реализующих программы психоаналитического образования. Учет выполнения образовательных программ осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

8.3.Персональный психоаналитический тренинг может осуществляться как в рамках национального стандарта, так по международным стандартам у официально признанных в Украине отечественных или зарубежных специалистов.

8.4. Супервизионная поддержка может осуществляться только сертифицированными специалистами в рамках  национального стандарта или по международным стандартам у официально признанных в Украине отечественных или зарубежных специалистов.