Вандализм как разновидность девиантного поведения подростков

Вандализм как разновидность девиантного поведения подростковО мотивах вандального поведения в подростковом возрасте в интервью ТРК «Киев» специально для программы «Служба порятунку» рассказала психоаналитик, первый проректор МИГП Елена Владимировна Савченко.

Склонность подростков к вандализму часто объясняют пубертатными изменениями и общей тенденцией этой возрастной категории к демонстрации девиантного поведения. Максимальная активность вандального поведения подростков по одним данным проявляется в 11-13 лет, по другим – в 14-16. Кроме того, не существует кардинальных различий в склонности к подобному поведению у мальчиков и девочек.

Вандализм как разновидность девиантного поведения, зачастую выражается в порче культурных ценностей по причинам подражания разрушительным тенденциям, существующим в обществе, самоутверждения в социуме, протеста против последовательности применения норм. Наиболее часто встречаемые мотивы вандальных действий в подростковом возрасте — это желание доказать окружающим свою смелость, решительность, выражение несогласия с чем-либо, проверка собственных возможностей и просто отсутствие деятельности, которая вызывала бы неподдельный интерес.
Причинами появления девиантного поведения ошибочно считаются: низкая степень устойчивости нервной системы, неспособность адекватно действовать в ситуации чрезмерных физических или психологических нагрузок, а также нечеткие границы собственной психологической реальности и сильные негативные эмоциональные переживания подростков. По мнению психоаналитика, первого проректора МИГП Елены Владимировны Савченко, лиц, проявляющих вандализм, можно разделить на две категории — это лидер и группа. «Лидер — человек, который заинтересован в том, чтобы что-то творить, выражать свою агрессию. А группа – это люди, которые попадают под влияние авторитетной фигуры. По сути, у них нет агрессивного желания разрушать, мстить. Зато присутствует желание быть как все и присоединиться к референтной группе. Но если говорить о мотивации человека, который разрушает и уничтожает, то речь идет, как вы понимаете, об агрессии. Агрессию мы можем выражать не везде. Мы живем в социуме, где существуют определенные правила, законы, нормы, есть инстанция, которая может наказать за разрушение, за проявление агрессии. Культура сдерживает наши агрессивные влечения и мы их выражаем по-разному. Человек цивилизованный, — продолжает Елена Владимировна, — интеллектуально-развитый может сказать: «Я обиделся, мне неприятно». Но, чем ниже развитие человеческой психики, чем более она хрупкая, тем более примитивны способы выражения этой агрессии». Поскольку, согласно статистическим данным, к вандализму склонны чаще всего подростки, возникает вопрос, можно ли предупредить такое поведение и как родителям справляться с подростковой агрессией. «Главное, — утверждает Елена Владимировна, — найдите своему ребенку место, пространство, где он мог бы выражать свою агрессию.
Найдите это пространство у себя дома, или пусть это будет спортзал для подвижных занятий спортом. Разговаривайте с ребенком, разрешайте ему быть недовольным по отношению к вам, ведите себя на равных с подростком, не нужно быть авторитетом, который давит, поучает, ведь поучать уже поздно, все, что можно было сделать, уже сделано», — отмечает психоаналитик. Не следует забывать о том, что любое агрессивное поведение является своеобразным способом выражения негативного эмоционального состояния, возникающего из-за нехватки внимания, общения или увлекательного интересного занятия, способного направить энергию подростка в правильное русло.

Пресс-служба МИГП