Психоанализ и религия. Точки соприкосновения

Психоанализ и религия. Точки соприкосновения23 августа в МИГП состоялась встреча «В гостях у психоаналитика» под названием «Психоанализ и религия: перспективы сотрудничества», автором которой стал священник Украинской православной церкви Московского патриархата, выпускник МИГП Владимир Вадимович Шкода.

Каковы точки соприкосновения между психоанализом и религией? Отец Владимир видит их в возможности отличать истину от лжи в самих себе, понять, кем мы являемся на самом деле. Это осознание пришло к священнику после того, как в опыт пастырства он включил глубинное психоаналитическое знание (закончив Международный Институт Глубинной Психологии по специальности «Практическая психология (психоанализ)»), которое помогает ему лучше понимать прихожан.

«Я — священник уже 15 лет, — говорит Отец Владимир, — в опыте пастырства мне открылись новые знания. Например, то, что исполняя разные социальные роли, многие люди не знают и не понимают самих себя». Так, в церковь приходят люди, которые приносят огромные списки грехов, усердно выписывают их, но при этом как будто не замечают, что все вокруг от них почему-то страдают. «В списке может быть все что угодно, но нет самого главного. Человек будто бы не отдает себе отчет в том, что в нем нет ни капельки любви, мира, ничего того, что можно назвать преображенностью, благодатью», — говорит Отец Владимир. Так оказывается, что мы очень часто уходим в веру, чтобы спрятаться от действительности, от самих себя.
Психоаналитик может не быть священником, но священник должен быть психоаналитиком. Такой священнослужитель не просто читает проповеди и дает благословение, он наблюдает за мыслями и чувствами прихожан, вникает в их жизненные ситуации. Священник, владеющий психоаналитическими знаниями, находит причину страдания прихожан, для него не секрет, что любой человек, оказавшийся не в состоянии достичь зрелости и цельности, страдает и не может жить «попросту», так как обеспокоен этой своей неспособностью. Он прекрасно осознает, что если у человека нет близкой к истине картины мира и представления о своем месте в нем, то он создает иллюзорную картину, за которую будет цепляться с той же настойчивостью, с какой религиозный человек верит в свои догмы.
Душевного здоровья нельзя достичь, если мы не подвергнем тщательному изучению наше мышление и чувство, и не установим, где мы рационализируем, а где наши убеждения коренятся в чувстве. Способность различать подлинный и ложный опыт, глубинное познание человеческой души — вот основные точки соприкосновения между психоанализом и религией, которые нашел для себя  Отец Владимир.

Оксана ШПОРТЬКО
руководитель пресс-службы МИГП