О причинах детских и подростковых «игр» со смертью в интервью ТРК «Киев» рассказала психоаналитик, первый проректор МИГП Елена Владимировна Савченко.
За последние месяцы зафиксировано уже несколько случаев гибели подростков от асфиксии. Расследование этих трагических происшествий наводит на мысль о том, что дети стали жертвами новомодных «игр» со смертью, цель которых — вызвать состояние эйфории. «Космический ковбой», «На седьмом небе», «Собачий кайф», — названия могут быть разные, но суть одна: провоцировать свой уход в «параллельные миры». Подобные «развлечения» известны давно. Так, «игра» в удавленника была описана еще французскими медиками XVIII века, но в наше время она опасна тем, что подростки пропагандируют ее через Интернет, где в видеороликах подробно инструктируют, как нужно себя душить, не предупреждая зрителей о рисках, не совместимых с жизнью.
«В своей жизни мы балансируем между двумя влечениями: влечением к жизни и влечением к смерти (влечение к смерти — это желание вернуться в то состояние, где ничто не беспокоило, было хорошо, комфортно, уютно). Если в раннем детстве до 5, до 3 лет происходит нарушение детско-родительских отношений — это остается огромной травмой для ребенка. Всю жизнь он будет испытывать потребность в ком-то другом, кто мог бы заполнить эту внутреннюю пустоту. Но если заполнить ее нечем, если происходят какие-то неприятности, то травматичные переживания усиливают желание не жить. Но есть также осознание того, что умереть – это не выход. Тогда нужно сделать что-то такое, чтобы захотелось жить, чтобы не ощущать внутренний дискомфорт. Таким выходом является прикосновение к смерти. Подросток, который решается на такие игры, хотел бы просто прикоснуться к смерти для того, чтобы получить усиленное желание жить. Но, к сожалению, такой демонстративный суицид, когда манифестируется якобы желание умереть, но на самом деле человек не хотел бы этого делать, в 60% заканчивается завершенным суицидом.
Отвечая на извечный вопрос: «Кто виноват и что с этим делать?» Елена Владимировна сказала следующее: «Бороться с этим невозможно, можно попробовать помочь. Родителям нужно попытаться быть ближе. Задача родителей приблизиться к подростку, говорить с ним на одном языке, чувствовать его, знать что с ним происходит, если, конечно, связь не утрачена настолько, что подросток вообще не желает общаться с родителями. Школа в данной ситуации не виновата, это лишь место, на которое можно напасть, выразить агрессию. Школу можно обвинять лишь в том случае, когда учителя видят и молчат о том, что ребенок замкнут, прогуливает уроки, отстранен от жизни. Корень зла, как правило, всегда находится в семье».