Агрессия: причины и мотивы

Агрессия: причины и мотивыО причинах подростковой агрессии в интервью ТРК «Киев» рассказала психолог, преподаватель МИГП Людмила Александровна Копышинская.

Журналисты программы «Служба порятунку» ТРК «Киев» частые гости нашего института.  В силу особенности телевизионной программы, формат которой предполагает расследование резонансных преступлений, происшествий, конфликтов журналисты обращаются к нашим специалистам за комментарием, для того, чтобы определить глубинные проблемы и мотивы поведения и поступков людей. На этот раз в поле интересов съемочной группы оказалась тема подростковой агрессии, а именно причины жестокого обращения со сверстниками.  Людмила Александровна Копышинская прокомментировала эту проблему так: «Жестокое поведение, жестокость в общении с ровесниками – многоаспектная проблема. Одна из глубинных причин такого поведения — особенности «я-концепции». Например, под влиянием родительских посланий у ребенка формируется представление о себе «Я — сильный». При этом на уровне смыслов для данного ребенка «сильный» — это еще и безжалостный, неумолимый, непоколебимый. С такой установкой в отношении самого себя человек просто не в состоянии услышать голос мольбы, проявить сострадание. Для другого человека сильным есть тот, который защищает слабого, помогает немощному, берет на себя груз ответственности и т.п. И если он себя видит и оценивает как сильного в таком контексте, поведение его будет противоположно. Причинами немотивированных агрессивных поступков у подростков могут быть и моральный вакуум, и поиск впечатлений,  и особенности жизненной позиции, и неумение противостоять давлению группы. Если лидером подростковой группы становится человек, который получает драйв от жизни и чувствует себя ее хозяином за счет унижения других — такая подростковая компания становится попросту бандой». Людмила Александровна также отметила, что часто агрессивное поведение связано с неумением справляться с эмоцией гнева. «Испытывать чувство гнева – нормально, — говорит психолог. — Это чувство появляется у человека всякий раз, когда он сталкивается с препятствием на пути к достижению цели. Поэтому детей можно и нужно учить осознавать и справляться с собственным гневом. Один из наиболее эффективных способов овладения своими чувствами – проговаривание, в процессе которого происходит и уменьшение энергии негативного переживания, и осознание причины этого чувства, и принятие ответственности за свое поведение». Психолог также подчеркнула, что для каждого человека самостоятельной задачей является формирование эмоциональной грамотности: эти знания и умения выступают своеобразным цензором, позволяющим цивилизовано решать возникающие проблемы во взаимодействии, не нарушать границы другого человека и заботиться о себе.

Пресс-служба МИГП