Инфантильное сексуальное исследование и его проработка с детьми эдипального возраста

Начиная психоаналитическую работу с ребенком эдипального возраста, мы сразу учитываем всю гамму сложнейших переживаний, происходящих в психике нашего маленького клиента. «Эдипов комплекс, — как пишет Нюнберг, — это психологическая конфигурация, которая возникает в определенный период времени, а затем ослабевает. Любые попытки принизить или отрицать важность этого комплекса перед лицом фактов терпит неудачу».

На этот период времени приходится активация так называемого инфантильного сексуального исследования, призванного ответить на вопросы в каком-то смысле философского толка: «Откуда я взялся?», «Что было, когда меня не было?» В случаях, когда взрослые проясняют: «Из маминого животика», у ребенка возникает следующий вопрос: «Как я туда попал?» и «Как я оттуда выбрался?».

Первичные фантазии предыдущих фаз развития активно переплетаются с фантазиями эдиповой фазы. Это определяет как русло и судьбу либидо, так и психические и поведенческие реакции ребенка. Происходит смешение фантазийных орально анальных представлений с информацией, поступающей из окружающего мира.

Как пишет В.М. Лейбин «Инфантильное сексуальное исследование проявляется в различных формах и может быть связано с детским интересом к тому, как и откуда появляются братья и сестры, почему мальчики имеют то, чего нет у девочек, что делают папа и мама, когда остаются одни. Пытаясь ответить на эти и другие вопросы, ребенок прибегает к различного рода объяснительным конструкциям, которые доступны его детскому уму. Для взрослых эти конструкции кажутся наивными и смешными, в то время как для ребенка они серьезны и значимы».

Фантазии для ребенка не менее реальны, чем сама реальность. Каждая фаза развития либидо обладает собственным символическим смыслом. На каждой фазе развития, инфантильное сексуальное исследование обладает собственным символическим набором, собственными методами изъяснения, которые проявляются в игре, поведении ребенка, а иногда в его страхах и симптомах.

Нюнберг пишет, что инфантильные фантазии сохраняются и становятся активными и в более поздний период, тогда они становятся частью невротического симптома, поставляя нам материал для изучения бессознательного содержания. Поэтому прояснять эти вопросы с ребенком необходимо, но взрослым поиски ребенком ответов на столь важные вопросы, иногда кажутся смешными и наивными. Взрослые в силу собственного восприятия, очень часто уходят от ответов на подобный запрос своего малыша.

К тому же ребенок не задает прямых вопросов, т.к. он просто не может их вербализовать на столько, насколько это было бы понятно взрослому. Он демонстрирует это игрой, рисунком иногда уже симптомом.

Нередко, как пишет Мелани Кляйн «на основе сильного вытесненного любопытства к сексуальному у ребенка развивается нежелание знать, непреодолимое отвращение ко всему сексуальному…» Причем Кляйн, говорит о том, что это иногда может смещаться на иные сферы деятельности. У ребенка может развиться нежелание познавать вообще. Такое вытеснение может приносить ущерб интеллектуальному развитию ребенка «Ущерб этот обуславливается тем, что вытесненная энергия влечения связывается и пропадает для сублимации, что вместе с комплексами в бессознательное погружаются и ассоциации идей … нарушается развитие интеллекта в его ширине и глубине».

Сейчас речь пойдет о двух девочках примерно шести с половиной лет, попавших в психоанализ почти одновременно.

Случай первый. Маша.

Родители обратились с жалобой на не особо развитый для данного возраста интеллект ребенка, она испытывала трудности с запоминанием написания символа (в данном случае букв и цифр). Родители пытались научить ее этому, но ребенок не мог долго удерживать в памяти полученное знание. Возраст девочки соответствует поступлению ее в школу, но родители планировали отдавать ребенка на следующий год в связи с тем, что ее знания не соответствуют необходимому уровню для начала процесса обучения. Родители назвали это «задержкой в развитии» тем и мотивировали свое обращение к психоаналитику.

Маше 6 лет и 6 месяцев, это здоровый и крепкий ребенок, как и многие дети этого возраста, очень подвижна и открыта в проявлении чувств. Итак, в ходе работы наблюдая за Машей мне бросилось в глаза в первую очередь рассеянное внимание девочки, она бралась за какое ни будь дело, и тут же бросала его, она могла приняться выстраивать игрушки, при этом, сразу переключаясь на рисование, и тут же передумать, попросить аналитика поиграть в активные игры. Так продолжалось некоторое время. Я вел наблюдение за ребенком, иногда принимая участие в предложенных ею формах игр. Практически избегая, каких либо интерпретаций.

Я бы хотел более подробно остановиться на 10 сессии. Как обычно, Маша прошла в игровую комнату и принялась раскладывать игрушки на полу. Я заметил, что Маша пришла с новой игрушкой – это была кукла Барби. Я обратил ее внимание на это, «да»,- ответила Маша, «сегодня я бы хотела поиграть с этой куклой». И Маша, продолжила расставлять кукол. Это была одна из тех игр, когда куклы выступали в роли близких Маше людей. Неожиданно Маша встала и подошла ко мне, у нее в руке была Барби. Подойдя ко мне, Маша спросила, знаю ли я как писает Барби, при этом раздевая куклу, и указывая на место ее гениталий. Я задал ей вопрос о том что, возможно, ее интересует, знаю ли я, как это происходит у девочек. Она ответила утвердительно. Я сказал, что знаю, после чего девочка спросила меня о том, как это делаю я. Я поинтересовался, возможно, ее интересует, как это делают мальчики. Ребенок подтвердил мое предположение. После чего мне пришлось прояснить с Машей интересующий ее вопрос, я рассказал о том, что организм мальчиков, их генитальная сфера, устроены иначе, чем и обусловлены различия в мочеиспускании. Маленькая клиентка слушала с большим вниманием и интересом. После чего, подумала, и спросила, как бы отвечая сама себе на свой вопрос, «и вы это делаете также?». Интонация ее вопроса была вопросительно-утвердительной. То есть ребенок получил мое подтверждение по интересующему ее вопросу.

На следующую сессию она пришла, принеся с собой куклу мальчика. Пришло время прояснять, откуда берутся дети, как происходит зачатие, вынашивание и рождение детей. Моя маленькая пациентка уже была готова к восприятию и осознанию такой информации.

12 сессия.

Войдя в игровую комнату, Маша, как обычно, подошла к своей коробке с игрушками. Но практически сразу передумала и решила, что сегодня она будет рисовать. Я предложил ей взять все, что ей необходимо для этого. Она взяла краски и альбом и нарисовала солнце, море и чаек. После того, как рисунок был готов, я предложил ей подписать его, девочка сначала немного растерялась, но затем уверенно написала свое имя. После чего, перевернув лист, Маша попросила написать мое имя. Я предложил ей сделать это за меня, так же как я это делал, однажды, во время игры, и она без труда справилась с этим заданием.

На следующей сессии я поинтересовался, знает ли она, как пишутся цифры. Она взяла листик и карандаш и написала цифры от одного до пяти, когда подошла очередь писать цифру шесть, она сказала, что у нее есть сомнение, в какую именно сторону правильно пишется эта цифра. Я предложил ей написать два варианта и выбрать правильный, Маша так и сделала, при этом выбрав правильный вариант.

Ссылаясь, на работу М. Кляйн: «Развитие одного ребенка» в сборнике «Воспитание детей и психоанализ» я хочу привести следующую цитату. Кляйн пишет: «…возможно, в некоторых случаях направление исследовательского интереса, при котором ум начинает, вследствие вытеснения, избегать вопросов, затрагивающих их глубины, и станет вместо этого распространяться в ширину по поверхности: это может привести к возникновению многочисленных вопросов, но поверхностного характера, так что весь интеллект в целом принимает поверхностный облик».

Случай второй. Алла.

Мать Аллы обратилась с жалобой на нарушение контроля физиологических функций (уринации и дефекации). Это происходило, когда ребенок слишком увлекался игрой дома либо на улице. Так же, как и в случае с первой пациенткой, возраст Аллы соответствовал поступлению ее в школу, для мамы это послужило поводом для тревоги и основанием для обращения к детскому аналитику.

Алле 6 лет и 7 месяцев, на вид это здоровая и крепкая девочка, несмотря на то, что при рождении она была слабым и больным ребенком, перенесшим поражение кишечника синегнойными бактериями. Алла живет в неполной семье, ее отец покинул мать, когда та была беременна. В процессе нашей работы Алла была общительным и открытым ребенком. Она легко шла на контакт, с первых же минут она начала рассказывать о своих друзьях и близких.

В ее рассказах часто звучало желание что-либо от кого-либо получить, неважно будь то вещь или услуга. При получении желаемого, интерес к полученному сразу же пропадал. В ее рассказах так же присутствовали персонажи популярных детских мультфильмов, вокруг которых витало большинство ее страхов. И это вполне может быть понятным для нас. Ребенок, заимствует из окружающего мира какую-либо фигуру, которую он наделяет символическим значением, он связывает ее с пугающим интроектом. Это позволяет ребенку, вынести пугающий образ за пределы внутреннего мира, сделав его внешним.

Здесь я бы хотел остановиться на 13 сессии.

Как обычно Алла вошла в игровую комнату и взяв свою коробку с игрушками, расположившись у стола. Разложив игрушки на столе, она принялась соединять игрушечный поезд, это продолжалось некоторое время, и я не был вовлечен в этот процесс. Неожиданно Алла спросила у меня, где мой мобильный телефон. Она обратила на него внимание на одной из прошлых сессий, когда он зазвонил во время сессии. Я ответил, что сегодня его нет при мне. Этот ответ не удовлетворил Аллу, и она продолжала выяснять, где он. Она подошла ко мне со словами: «Обычно его носят на поясе», и неожиданно для меня подняла мою футболку, увидев мой живот. «Какой у вас черный живот» — сказала Алла, явно удивившись. Это вызвало у нее живой интерес, так как она, взглянув на свой живот, попросила меня снова показать мой черный живот. Я выполнил ее просьбу, подняв футболку. В этот момент Алла подошла, и указывая на пенис спросила: «А может быть это — мобильный телефон?». Здесь я понял, что необходимо прояснить вопрос о различии полов и чем в действительности является то, что она приняла за мобильный телефон. Выслушав меня, Алла спросила: «Так появляются дети?», я понял, что она правильно усвоила полученную информацию.

На следующую сессию Алла пригласила маму, до этого она не позволяла ей присутствовать в процессе нашей работы. Взяв альбом и цветные  карандаши, она принялась рисовать. Алла нарисовала маму, затем привидение и много кружков вокруг него. Я поинтересовался, что это такое, на что Алла ответила что оно «какает». Ей явно нравился этот процесс, так как она со смехом пририсовывала все новые и новые кружки. Затем Алла попросила меня нарисовать рыбу, так как она не знает, как ее нарисовать. Я выполнил ее просьбу, Алла взяла у меня альбом, и показав маме, принялась дорисовывать те же кружки в ряд и нарисовав берег и рыбака, сидящего с удочкой. Алла соединила удочку и ряд кружков, со словами: «Рыбак поймал рыбу за попу», что снова ее рассмешило.

На следующую встречу, 15 сессия, игра Аллы изменилась.Она пришла с нарисованными деньгами и собранными на море ракушками. Она сказала мне, что хочет поиграть в «магазин». Для этого она принесла деньги, и сейчас мы решим, что будет продаваться в магазине. Это оказались мелкие предметы со стола и игрушки. Эта игра продолжалась две последующие сессии, я остановлюсь на 17 сессии. Мы снова играли в магазин, причем мы сами делали деньги из писчей бумаги. Во время игры Алла взяла в руки все «деньги» отошла от стола. Алла сказала, что хотела, чтобы это были настоящие деньги, тогда она ни за что не тратила бы их, а только бы копила. Я позволил ей насладиться этим чувством — удержанием денег, что дало свои результаты, так как на следующую, 18 сессию, Алла во время игры сказала мне, что у нее болит живот, и она хочет в туалет, чего раньше, со слов мамы не происходило.

Итак, выводом может служить то, что после прояснения вопросов, связанных с сексуальным исследованием, ребенок смог перейти к проработке анальных проблем. Ее мысли структурировались, разделив процесс деторождения от функций анального сфинктера. Ребенок, игрой продемонстрировал, что она научилась удерживать сначала нарисованные деньги, а потом и собственные экскременты.

Важнейшим моментом, на мой взгляд, явилось присутствие матери на аналитической сессии. Мать приняла анальную агрессию ребенка, и, следовательно, бессознательная потребность девочки наказывать ее, пачкая себя экскрементами, начала исчезать.

Обе девочки в игре продемонстрировали необходимость разобраться с вопросом, откуда же все-таки берутся дети. И получив удовлетворяющий любопытство ответ от значимой фигуры взрослого, они смогли трансформировать энергию либидо, которая до этого затрачивалась на мучительный поиск ответа, в необходимое русло.

Поразительным является то, что в первом и во втором случае пришлось иметь дело с абсолютно разной проблематикой, а ответ на загадки, которые были мне предложены, оказался один. Я хотел бы завершить это небольшое сообщение цитатой К.Г. Юнга «…и ничто не оказывает на детей большего влияния, чем разгадка никогда не высказанной тайны».