«ТОП-5 книг, которые повлияли на профессиональное становление психоаналитика»

Друзья! Мы начинаем нашу новую регулярную рубрику — «ТОП-5 книг, которые повлияли на профессиональное становление психоаналитика». В ней вы сможете ознакомиться с отзывами психоаналитиков, преподавателей Международного Института Глубинной Психологии о книгах по психоанализу, художественной литературе, публицистике и других источниках специализированных знаний.

Представляем вашему вниманию первую подборку книг от психоаналитика, преподавателя Международного Института Глубинной Психологии Елены Васильевны Созановской: «Первая книга, которую я прочитала, — это «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Когда я начала читать это произведение Фрейда, я еще не знала, что такое психоанализ.Книгу мне посоветовал почитать близкий человек, намного позже я поняла, что в то время он для меня был Другим (реальным Другим с большой буквы), поэтому мне было очень интересно читать ее. Особенный интерес у меня вызвала третья глава «Сновидение есть исполнение желания». Эта формулировка взгляда Фрейда на сновидение заставила меня задуматься. У меня возникло много вопросов. Но только через несколько лет, в последействии, я смогла проанализировать и понять для себя значение этой книги: сновидения имеют смысл, вытесненное в бессознательное, забытое желание, настаивает на себе.
«Сновидение не похоже на неправильное звучание музыкального инструмента, которого вместо руки музыканта коснулась какая-то внешняя сила: оно не бессмысленно, не абсурдно, не предполагает, что одна часть нашей души спит, тогда как другая начинает пробуждаться. Сновидение является полноценным психическим феноменом, а именно представляет собой исполнение желания; его можно включить во взаимосвязь понятных нам душевных проявлений в бодрствовании. Его создала необычайно сложная умственная деятельность». (З. Фрейд «Толкование сновидений»).

Когда я пришла учиться в Международный Институт Глубинной Психологии, преподаватель Бондарева Светлана Владимировна пригласила меня на факультативный семинар «Читаем Фрейда вместе», за что я ей очень благодарна и до сих пор хожу читать и исследовать тексты Фрейда. Поэтому второй книгой, которая повлияла на становление моего психоаналитического мышления, был седьмой том З. Фрейда «Навязчивость, паранойя и перверсия». Эта книга помогла мне войти в психоаналитический дискурс, а работа Фрейда (из этого тома) «Заметки об одном случае невроза навязчивости» пробудила во мне интерес к виртуозной работе психики, которую так увлекательно описывает Фрейд, научила меня искать свои ответы, сталкиваясь со сложностями в понимании текста, прорабатывать их, благодаря постоянной психической работе.
«Стало быть, то что официально обозначается как «навязчивое представление», в своем искажении по сравнению с первоначальной формулировкой содержит в себе следы первичной защитной борьбы. Его искажение делает его теперь жизнеспособным, ибо сознательное мышление вынуждено неправильно его понимать, как содержание сновидения, которое само является продуктом компромисса и искажения и в дальнейшем неправильно понимается бодрствующим мышлением». (З. Фрейд «Заметки об одном случае невроза навязчивости»).
Третья книга, которую уже выбрала я сама, – седьмой семинар Жака Лакана «Этика психоанализа». Это была моя первая встреча с Лаканом, поэтому очень многое из того, что я прочитала, мне было непонятно, на захватывающий текст Лакана дал мне возможность услышать его логику: логику размышления над прочитанным, логику выводов, которые должен сделать сам читающий, чтобы идти дальше за мыслью автора. Этика для меня – это долг психоаналитика, истина, с чем должен сверяться аналитик в своей работе.
«Ни удовольствие, ни организующие, унификационные, эротические жизненные тенденции психического развития не дают достаточных оснований считать живой организм, жизненные нужды и потребности центральным фактором психического развития». (Ж. Лакан «Этика психоанализа»).
Вдохновением для написания моей дипломной работы в магистратуре была статья Чеботарь Инны Ивановны в журнале «Психоаналiз. Часопис», который издает наш Международный Институт Глубинной Психологии, «Психоаналитический дискурс украинской феминистической прозы». Именно эта работа дала мне возможность веры в свои силы, как психоаналитика, так и преподавателя.
«Психоанализ, дающий право на субъективность, на право быть собой, помогающий реконструировать свою личную историю и ответить на вопрос КТО Я, становится возможностью говорить от своего имени». (И. Чеботарь «Психоаналитический дискурс украинской феминистической прозы»).
Было еще очень много знаковых книг для меня, но хочется написать о том, что актуально сейчас. Мой интерес сосредоточился на теориях объектных отношений, поэтому не могу не отметить работу М. Кляйн «Об идентификации». Это замечательный анализ на основе художественного произведения наших отношений с внутренними объектами, механизма проективной идентификации, стремления субъекта оставаться самим собой.
«Внутренний мир состоит из объектов, прежде всего матери, интернализованной в различных аспектах и эмоциональных ситуациях. Когда доминирует персекуторный страх, отношения между этими интернализованными фигурами и отношения между ними и Я имеют тенденцию переживаться главным образом как враждебные и опасные. Когда младенец удовлетворен и у него преобладают счастливые переживания, эти отношения переживаются как любящие и хорошие. Этот внутренний мир, который можно описать с точки зрения внутренних отношений и событий, — продукт собственных импульсов, эмоций и фантазий младенца». (М. Кляйн «Об идентификации»).
Я бы, конечно, хотела написать еще и о художественных произведениях, ведь художники, как говорил Фрейд, очень близки к психоанализу. Для меня интересны с психоаналитической точки зрения, и не только, произведения Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах», Л. Толстого «Анна Каренина», Ф. Фицджеральда «По эту сторону рая», Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», Р. Гари «Обещание на рассвете», томик стихов Н. Наливайко «Iз записника городянки».